Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок заполнения декларации по НДС в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения, внесённые в форму декларации по НДС, связаны с запуском системы прослеживаемости, который состоялся 8 июля 2021 года. С помощью системы прослеживаемости регуляторы смогут отслеживать движение товара по всей цепочке — от производителя к конечному потребителю. Это позволит усилить меры борьбы с серым импортом и оборотом нелегальной продукции.
Об уплате «ввозного» НДС
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в ЕАЭС регламентируется положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014).
Согласно п. 19 Протокола при импорте на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС НДС уплачивается не позднее 20-го числа:
-
месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров;
-
срока платежа по договору (контракту) лизинга.
Как заполнять декларацию по НДС за III квартал 2021 года
Декларация заполняется по общему порядку, утверждённому Приказом ФНС от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@. Однако при заполнении необходимо учитывать поправки, которые были внесены Приказом ФНС № ЕД-7-3/228@.
В декларации по НДС в обязательном порядке заполняются титульный лист, а также разделы 1, 3, 8 и 9. Остальные разделы налогоплательщик заполняет, если у него были операции, указанные в соответствующих разделах. Например, операции, которые не облагаются НДС, аренда государственного имущества и тому подобное.
Титульный лист Эта часть декларации заполняется в обычном порядке: налогоплательщику нужно указать регистрационный данные, название организации или ФИО ИП, ИНН и КПП (только для организаций). Поскольку декларация первичная, в поле номера корректировки нужно поставить «0». Если потребуется отправить в налоговую корректировочную декларацию, номер в этом поле проставляется по порядку, начиная с цифры 1.
В поле «Налоговый период» нужно указать код «23» — это шифр декларации по НДС за III квартал. В поле «По месту нахождения» ставится соответствующий код, который подбирается из Приложения 3 к Порядку заполнения, утверждённому Приказом ФНС № ММВ-7-3/558. Как правило, указывается код «214», означающий, что отчётность подаёт российская организация.
Элементы налогового учета по НДС
Говоря о налоговом учете, предполагается, что бухгалтер должен учитывать операции, в ходе которых определяется НДС к уплате, возмещению и восстановлению (операции по реализации, поступления, полученные и перечисленные авансы), то есть по тем операциям, которые позволяют рассчитать налоговую базу по НДС.
Учет нужно вести отдельно по различным ставкам налога. Кроме того, требуется отдельно учитывать операции, входной НДС по которым допустимо принять к вычету, и те, для которых это не возможно.
Обособленный и раздельный учет операций ведется с применением бухгалтерского учета на соответствующих бухгалтерских счетах. Необходимо сразу обеспечить аналитику учета, чтобы при исчислении НДС в конце квартала не возникало проблем с разнесением сумм.
В целях налогового учета нужно заполнять и вести следующие формы:
- Книга продаж.
- Книга покупок.
- Посредники по-прежнему заполняют журнал регистрации счетов-фактур.
Понятие налогового регистра
Сведения о назначении и порядке создания регистров налогового учета, содержащиеся в кодексе, довольно скудны. Так, некоторый объем полезной информации о регистрах по налогу на прибыль есть в ст. 313, 314 НК РФ, по НДС данных еще меньше, все они помещаются в ст. 169 НК РФ. Поэтому для лучшего понимания вопроса о налоговых регистрах указанные положения лучше рассматривать в связке с указаниями, которые есть в законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
В сущности, регистр представляет собой накопление данных, содержащихся в документах бухгалтерского учета, расчетах, сводных таблицах в бумажном или электронном виде, в целях правильного налогообложения. При этом, как и для любого составного элемента учетной системы, для него существует закрепленный набор правил:
- Отсутствие правок и пустых строк.
- Запрет на внесение заведомо ложных и некорректных данных.
Налоговый регистр — набор документов и (или) таблиц для накопления, группировки, суммирования необходимой для правильного начисления и перечисления фискальных платежей информации за заданный промежуток времени.
Собираемые цифры должны регистрироваться в строгом соответствии с классификацией, приведенной в гл. 21 НК РФ. При этом соблюдения двойной записи налоговый учет не требует, достаточно просто суммировать денежное выражение операций, включаемых в базу обложения. Одновременно с этим последовательность и временная определенность внесения данных, недопустимость наличия пропусков остаются актуальными.
Главное для плательщика — создание процедуры сбора и обобщения информации, позволяющей четко отследить механизм образования базы обложения. Основой для создания регистров налогового учета по НДС служит документация, применяемая в бухгалтерском учете.
В то же время есть различия между бухгалтерской и налоговой учетной системой:
- Ведомости бухгалтерского учета оформляются в форме журналов и содержат сведения исключительно о документе, с помощью которого был зарегистрирован факт хозяйственной деятельности.
- В номенклатуру налогового учета может попадать информация как непосредственно из документов, так и из уже имеющихся и сформированных аналитических отчетов, например из бухгалтерских накопительных таблиц, расчетов, реестров.
Исходя из того, что первостепенное значение для правильного налогового учета имеет качественное отражение всех операций, формирующих налогооблагаемую базу, в определенных ситуациях их могут заменить уже существующие бухгалтерские регистры. Такое возможно, если методика накопления данных по какому-либо виду или направлению деятельности полностью совпадает. Тогда информация, собранная в бухгалтерских журналах и ведомостях, будет применяться для определения базы обложения без какой-то дополнительной обработки или корректировки.
Основные положения по ведению книги продаж
Выставленные счета-фактуры, в том числе исправленные, согласно постановлению Правительства РФ № 1137 должны отражаться в книге продаж. Этот же нормативный документ регулирует основные правила по ее ведению, а также содержит в качестве приложения утвержденную форму. Цифровой вариант создания книги продаж установлен в приказе ФНС от 05.03.2012 № MMB-7-6/138@.
На данный момент существует ряд особенностей составления данного документа, на которые следует обратить внимание в первую очередь:
- Внесение номера и даты документа по перечислению средств.
- Необходимость отдельного указания посреднических операций.
- Наличие полей для внесения валютной оценки операций.
- При записи корректировочного счета-фактуры указывается не общая сумма налога, а только размер расхождения с первоначальным вариантом как в большую, так и в меньшую сторону.
В отношении книги продаж также действует положение, согласно которому ее оформляют не только компании, уплачивающие НДС, но и фирмы, освобожденные от него. В ситуациях, описанных в п. 1–5 ст. 161 НК РФ, вести описываемый регистр должны и предприниматели, выполняющие посреднические операции, при этом обязанность платить НДС у них может отсутствовать.
Достаточно интересная ситуация сложилась вокруг продажи имущества неплатежеспособных компаний. Сами объекты продажи не подпадают под уплату налога, однако покупатели в подобных операциях выступают в роли посредников, в связи с чем они должны перечислить НДС, правда, бывшему владельцу имущества. Такая позиция изложена в постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11.
Для процедуры внесения корректировок в книгу первостепенное значение имеет время обнаружения неточности и ошибки. Так, если необходимость изменения данных возникла до окончания отчетного периода, неверная строка книги сторнируется, записывается с отрицательным значением, а вместо нее ниже вносятся корректные данные. Если период закрыт, необходимо использовать для корректировки специальные дополнительные страницы, которые добавляются к части книги, относящейся к тому временному промежутку, когда была совершена ошибка.
Как вести налоговый учет продаж с НДС
При продаже товаров или услуг вы можете использовать различные ставки НДС: 0%, 10% или 20%. Налоговый учет должен быть построен так, чтобы суммы по различным ставкам учитывались на разных аналитических счетах.
При продаже нужно оформить счет-фактуру с выделенной ставкой и суммой НДС. Затем зарегистрировать его в книге продаж. Если компания освобождена от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, то счет-фактуру выставить без НДС, но в книге продаж фиксировать. А вот если вы выставляете счет-фактуру по операции, освобожденной от НДС на основании ст. 149 НК РФ, регистрировать его в книге продаж не нужно.
Для ведения достоверного налогового учета важно соблюсти три правила:
- цены в документах должны соответствовать рыночным;
- место реализации товаров и услуг — Россия;
- НДС начисляется в момент отгрузки или в момент получения аванса, зависит от того, что наступит раньше.
Поиск ошибок в 1С по НДС
На основе счета-фактуры происходит движение одновременно в четырех регистрах. Один из них «Поступление», но при этом используется вид движения «Расход». Для проверки необходимо провести фильтрацию по столбцу «Счет-фактура», сложив данные в столбце «Сумма без НДС», принимая в расчет направление вида движения средств.
При правильном учете результат должен оказаться нулевым. Подобная проверка позволяет выявить ситуации, когда бухгалтер ошибочно не проводит регистрацию счета фактуры. В таком случае нулевое значение достигнуто не будет, а система выдаст уведомление о наличии ошибки.
На основе этого необходимо констатировать, что потребность в регистрах заключается в необходимости иметь инструмент, необходимый для создания отчетов и проведения анализа данных.
В случаях, когда по оприходованному товару необходимо изменение стоимости, проводится корректировка. Например, в нашем случае изменение цены касается позиции «Творог обезжиренный».
После создания и проводки документа можно проследить изменения, произошедшие в регистре «НДС предъявленный».
Не сложно заметить, что в регистре появились новые строки, отражающие данные обо всех изменениях, произошедших в учете. При этом отсутствие регистра способствовало бы утере данных по изменениям, которые человек не способен держать в памяти.
В целом для НДС предусматривается масса различных операций, например, его начисление по нулевой ставке или раздельное начисление. По каждому из направлений предусмотрено наличие собственного регистра.
Соответственно для понимания операций учета НДС в программе 1С требуется изначально разобраться в процессах взаимодействия, возникающих между регистрами.
Требования НК РФ к налоговым регистрам
Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:
- недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
- аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
- хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
- за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие; каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
- данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну; лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству.
Регистры налогового учета: минимальный перечень
Какие регистры понадобятся предприятию для учета налога на прибыль? Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:
Регистры налогового учета, образец которых можно скачать ниже, заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.
Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.
- соблюдение общих положений учетной политики организации;
- состояние бухгалтерского учета;
- правильность ведения кассовых операций;
- корректность отражения операций, связанных с ведением книги продаж;
- корректность отражения операций, связанных с ведением книги покупок.
Для целей НДС в экспресс-проверке предусмотрены два блока проверок (рис. 1).
Особенности переходного периода. Суммы авансов, уплаченных в 2022 году, будут переведены на ЕНС и распределены после того, как будет сдана годовая отчетность. Подавать уведомление на эти суммы не надо.
На авансовые платежи по налогу на прибыль, отраженные в декларации за 3 квартал 2022 года, уведомления подавать не надо.
Переплата по налогу на прибыль в региональный бюджет сейчас зарезервирована под годовую декларацию и в данный момент, в переходный период, ее учет ведется отдельно. Впоследствии она будет учитываться в составе ЕНП.
Если после сдачи декларации по налогу на прибыль останется переплата в региональный бюджет, эта сумма будет учтена на ЕНС и увеличит его положительное сальдо.
Если по налогам платили авансовые платежи в 2022 г., продолжаете их платить в 2023 г. и параллельно сдавать уведомление ежеквартально о сумме, которая подлежит уплате по результатам истекшего квартала.
Переплата по налогам и сборам, имеющаяся на 31.12.2022, будет распределена по правилам для ЕНС, исходя из сроков уплаты налогов. Если сроки одинаковые, то будет распределяться пропорционально исчисленной обязанности.
Если на конец декабря по одному из налогов есть переплата, а по другому — долг, заявление на зачет можно не подавать, так как переплата будет переведена на ЕНС и за счет нее будет погашен долг.
Отложенные налоговые обязательства 2022 г. для некоторых организаций на УСН в 2023 году платятся на ЕНС, в том числе и годовой расчет по УСН.
Если организация имела право на перенос срока уплаты страховых взносов за 2 и 3 квартал 2022 года, но продолжала их уплачивать, то подавать уведомление не надо. На ЕНП буду лежать уплаченные суммы страховых взносов, ими налогоплательщик может распоряжаться по своему усмотрению.
На ЕНС можно положить авансом денежные средства. Они будут там храниться, их можно будет вернуть по заявлению. Решение о возврате будет принято в течение одного рабочего дня.
Денежные средства с ЕНП будут автоматически списываться в обязательства налогоплательщика при предоставлении уведомления или итогового расчета.
Если в текущем месяце налоги не исчислены, уведомление подавать не надо.
За 3 квартал 2022 г. НДС к возмещению, срок принятия решения — январь 2023 г. Заявление к возврату передано с декларацией.
Исходя из статьи 4 263-ФЗ надо будет писать заявление, так как заявления на возврат /зачет, поданные до 01.01.2023, не рассмотренные на эту дату, рассмотрению налоговым органом не подлежат.
Относительно возврата НДС к возмещению. После того, как сумма НДС будет подтверждена, она будет отправлена в ЕНП. Заявление на возврат надо будет писать с положительного сальдо ЕНС, не с НДС.
Страховые взносы за декабрь 2022г., уплаченные в январе 2023 г., будут начислены 2023 годом.
Правила блокировки. Правила блокировки счетов в 2023 году в целом не меняются. Изменение в том, что счет будет блокироваться только на сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Где фигурирует код вида операции по НДС?
Вид операции, выделяемый по отношению к обложению этой операции НДС, указывается в документах двух типов, составляемых в связи с этим налогом:
- в декларации;
- учетных регистрах (книгах покупок и продаж, журналах учета счетов-фактур).
В обоих случаях для этого применяется цифровой код, но число знаков используется разное:
- для разделов декларации, содержащих данные по расчету налога — 7 цифр;
- для учетных регистров, в т. ч. при отражении их данных в декларации — 2 цифры.
Состоящий из 7 цифр код операции в декларации по НДС приводится в разделах:
- 2 (строка 070);
- 3 (приложение № 1, код строки 020);
- 4 (строки 010, 060 и 090);
- 5 (строка 030);
- 6 (строки 010, 070, 110);
- 7 (графа 1).
Отражает он, соответственно, вид операции, совершенной:
- налоговым агентом (раздел 2);
- с основными средствами (приложение № 1 к разделу 3);
- с применением ставки 0% (разделы 4–6);
- без обложения налогом (раздел 7).
В разделах 8–11 декларации, состоящих из данных учетных регистров, код операции берется из этих регистров и попадает в строки:
- 010 разделов 8 (книга покупок) и 9 (книга продаж), а также приложения № 1 к разделу 8 (доплисты к книге покупок);
- 090 приложения № 1 к разделу 9 (доплисты к книге продаж);
- 020 разделов 10 и 11 (журналы выставленных и полученных счетов-фактур).
В самих регистрах для указания кодов предназначены графы основных таблиц с номерами 2 (в книгах и доплистах к ним) и 3 (в журналах счетов-фактур).
Базовые перечни кодов операций по НДС
Базовые значения кодов, которыми следует пользоваться утверждены двумя разными документами:
- для декларации — установившим форму ее бланка приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, где они приводятся в приложении № 1 к порядку заполнения отчета;
- для регистров — приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@.
В обоих документах коды сгруппированы в таблицы. В первом из них таблица разбита на 5 разделов, посвященных операциям:
- не являющимся объектом обложения НДС;
- освобождаемым от налога;
- облагаемым по ставке 0%;
- совершаемым налоговыми агентами;
- осуществляемым с основными средствами.
В таблице с кодами для учетных регистров подобного деления нет. В ней просто приведены порядковые номера, описания и шифры кодов.
Однако содержащиеся в приказах данные для учетных регистров для 2020-2021 годов не являются окончательными, поскольку в набор шифров вносились дополнения.
Реквизиты для уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов единым налоговым платежом на ЕНС (начиная с 1 января 2023 года)
Номер (поля) реквизита платежного документа |
Наименование (поля) реквизита
платежного документа |
Значение |
13 |
Наименование банка получателя средств |
ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА
БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 |
БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) |
017003983 |
15 |
№ счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) |
40102810445370000059 |
16 |
Получатель |
Управление Федерального
казначейства по Тульской области
(МИ ФНС России по управлению
долгом) |
61 |
ИНН получателя |
7727406020 |
103 |
КПП получателя |
770801001 |
17 |
Номер казначейского счета |
03100643000000018500 |
101 |
Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж (Статус плательщика) |
01 |
24 |
Назначение платежа |
Единый налоговый платеж |
104 |
КБК |
18201061201010000510 |
105 |
ОКТМО |
— |
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |